В соответствии принятыми изменениями к ст. 10 № 294-ФЗ от 26.12 2008 года «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» определяется следующее – отныне жалоба не считается достаточным условием для инициации проверочных мероприятий фирмы или торговой точки. Согласно новым поправкам гражданин должен вначале обратиться напрямую к участнику конфликта – юрлицу или индивидуальному предпринимателю. И только в том случае, если эти действия не возымеют должного эффекта, то есть конфликт не будет улажен, потребитель сможет обратиться в соответствующие надзорные органы.
Данное законодательное новшество не коснулось действий потребителя относительно просроченных продуктов. Если гражданин приобрел в торговой точке, к примеру, просроченное молоко, то на внеплановые проверочные мероприятия для этого объекта можно рассчитывать и без обращения к продавцу.
По словам одного из руководителей Союза потребителей Российской Федерации Анатолия Голова, в поправках говорится о нарушениях прав покупателей. Однако эти поправки не касаются вопросов безопасности, то есть здоровья и жизни человека. А именно в случае с просроченной продукцией, обращение к продавцу является для него сигналом о предстоящей проверке, и он может позаботиться о том, чтобы уйти от наказания.
В Роспотребнадзоре отметили, что новые правила об изначальном обращении по разрешению спора к субъекту хоздеятельности не относится к фактам, которые напрямую касаются угрозы нанесения вреда здоровью россиян. Если в заявлении покупателя говорится об игнорировании продавцом санитарных норм и правил, то надзорные органы должны действовать по старым правилам.
Глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин заявил о том, что новые поправки к соответствующему закону совершенно некоррелируются с мировой практикой и отношение к ним негативное. По существу, данное чисто российское нововведение может окончательно «добить» в РФ надзор как таковой. Этот фактически лоббистский закон был «продавлен» крупными бизнес структурами, которые пытаются снизить уровень требований к своим товарам. В настоящее время россияне, выбирая ту или иную продукцию, должны помнить – в случае конфликта защитить свои права, как потребителя, им будет очень сложно.
Дмитрий Янин подчеркнул, что при новом порядке урегулирования потребительских споров гражданам России, возможно, необходимо будет пройти через месяцы переписки с оппонентами. И только после этого можно будет обратиться в Роспотребнадзор. Вполне естественно, что мало кто сможет выдержать такой «марафон».